Утверждаю
Директор МКОУ« Горшеченекая средняя общеобразовательная школа
имени Н.И.Жиронкина» Г.В.Касатых; '
"10" октября 2014 г.
Положение о школьном музейном Уголке боевой Славы МКОУ .«Горшеченекая средняя общеобразовательная школа имени Н.И.Жиронкина»
1. Общие положения Музей- учреждение, занимающееся собиранием, хранением и демонстрацией предметов быта 15- 20 веков, материалов по истории села, школы. Музей МКОУ « Горшеченекая средняя общеобразовательная школа имени Н.И.Жиронкина» является ведущей формой работы по патриотическому, гражданскому и общекультурному воспитанию учащихся, интегрирующей цели формирования личности гражданина России в процессе учебной и внеучебной деятельности данного учреждения. Музейная деятельность способствует развитию творческой самостоятельности ученических коллективов и отдельных учеников в освоении исторического прошлого нашей Родины. Процесс сбора, исследования, материалов для музея служит целям формирования научного мировоззрения, основ исследовательской деятельности. Оформление материалов в экспозиции отвечает целям эстетического воспитания, формирования художественного вкуса, оформительских умений. Пропаганда материалов музея способствует развитию коммуникативных качеств личности, умения структурирования знания и его изложения.
Цель школьного музейного Уголка Боевой Славы - обеспечить'единство учебной и внеучебной работы по формированию патриотизма и гражданственности учащихся. Его деятельность основывается на актуализации, создании и пропаганде традиций школы, села, района, страны среди учащихся. Опят участников Великой Отечественной войны пронизан российской национальной идеей: служение Отечеству как идеал гражданственности и патриотизма; подвиг и жертвенность во имя Родины как отражение культурно-исторических особенностей российского менталитета; коллективизм, толерантность как ориентирующая и движущая сила социального процесса. Задачи музейного уголка: - Развитие патриотического сознания, чувства любви к Родине, ощущения генетической связи с предшествующими поколениями защитников и созидателей Отечества; - Формирование гражданственности, чувства гордости за свою страну, стремления внести свой вклад i её возрождение; - Формирование толерантности в общение с представителями других культур; - Расширение офщекультурного кругозора учащихся, углубление представлений об исторических событиях, быте и хозяйственной деятельности народа; - Воспитание на примере жизни и деятельности выдающихся людей, имеющих отношение к данной школе, селу, району.
2. Организация музейного уголка. Школьный музейный уголок боевой славы организуется: в образовательном учреждении на общественных началах, на основе систематической работы постоянного актива учащихся и при наличии фонда подлинных материалов, соответствующих профилю музея, а также необходимых помещений.
3. Содержание и формы работы. Свою работу школьный музейный уголок осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательской работой, проводимой школой и общественными организациями. Актив уголка боевой славы - пополняет фонды музейного уголка путём личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливает связь с другими школьными и государственными музеями; - проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников; - изучает собранный материал и обеспечивает его учёт и хранение; - осуществляет создание экспозиции.
Направленность дополнительного образования по «Уголку Боевой Славы» - военно-патриотическая.
Курс рассчитан на учащихся 7-1 I классов на 35 часов в год (1 час в неделю).
Цели курса: воспитать у учащихся гражданственность, осмысление ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин. Развить способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами. Сформировать историческое мышление - способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Дополнительное образование по «Уголку Боевой Славы» имеет два основных направления:
-расширение и углубление исторических знаний, полученных на уроке;
- изучение краеведческого материала.
Краеведческий материал позволяет организовать деятельность учеников по интересам, способствует развитию индивидуальных способностей, инициативы и самостоятельности в познании исторического материала.
Краеведческая работа является составной частью единого учебно- воспитательного процесса, позволяет ближе познакомиться с яркими историческими фактами своего края, обогати ть свои знания.
Разработаны наиболее эффективные формы и методы работы:
- школьные исторические вечера;
- исторические и краеведческие экскурсии;
- исторические викторины и игры;
- научно-практические и читательские конференции;
- исторические кружки, клубы;
- «Педели истории».
Уголок Боевой Славы пополняется новыми материалами, которые собирают члены Совета уголка Боевой Славы.
На основе уже имеющихся экспозиций проводятся беседы для учащихся 1-11 классов.
Тематика бесед:
- История п. Горшечное .
- История одного подвига ( О Зинаиде Туснолобовой- Марченко).
- Герои Советского Союза - наши земляки.
-Освобождение поселка Горшечное от немецко- фашистских захватчиков зимой 1943 года.
В уголке Боевой Славы хранятся грамоты, которыми награждалась наша школа, летопись школы, Книга Почета школы. В музее есть письма, фотографии. С родственниками павших воинов совет уголка Боевой Славы ведет постоянную переписку.
Совет уголка Боевой Славы проводит подготовку экскурсоводов, которые проводят экскурсии по различным разделам экспозиции для учащихся школы и гостей. Для этого создана секция экскурсоводов. Беседы проводятся по плану совета уголка Боевой Славы.
На встречу с учащимися нашей школы приезжают те, кто освобождал наш посёлок. У нас в гостях прибывали: тов. Аристов из Воронежа, тов. Коше лев из Северодвинска, тов. Кишкин из Алтайского края, семья Тереховых из г. Кемерово, тов. Шистеров из Минска. В честь 40-летия Великой Победы советского народа над фашизмом, в парке, у братской могилы заложена Аллея Славы из 40 сибирских кедров. Семена этих кедров подарили нам братья и сестры Г.Терехова, погибшего при освобождении нашего посёлка.
Члены Совета уголка Боевой Славы ведут переписку с участниками освобождения нашего посёлка, которые живут в разных городах страны. Об этом говорят письма, поздравительные открытки, которые хранятся в музее. Члены совета музея ежегодно поздравляют ветеранов
Великой Отечественной войны с Днём Победы. В 1982 году учащихся нашей школы пригласили в город Нарофоминск на встречу ветеранов 25 Гвардейской дивизии, которая освобождала наш посёлок.
Активисты уголка Боевой Славы помогли в сборе материала писателю В.Липских для его книги о подвиге Зинаиды Туснолобовой. Эта женщина принимала участие в освобождении посёлка и потеряла обе руки, спасая своего командира. ,
Учащиеся собрали определенный материал писателю Штыкову для написания книги "Полк принимает бой ", собрали богатый материал об участниках Великой Отечественной войны - жителях нашего поселка, которые не вернулись с фронта.
В плане нашего совета разработаны экскурсии на различные предприятия поселка для того, чтобы лучше знать его сегодняшний день, его нужды, чтобы лучше знать о наших родителях и их работе.
Рассказывая о сегодняшнем дне нашего поселка, мы ориентируем ребят на то, чтобы они оставались в родном поселке и своим трудом сделали его еще краше, еще лучше.
Руководит работой совета музея учитель истории первой категории Гребёнкина Нина Александровна.