УГОЛОК БОЕВОЙ СЛАВЫ
МКОУ «Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени Н.И. Жиронкина»
Руководитель: Гребенкина Нина Александровна
Положение
о работе школьного уголка Боевой славы
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени Н.И.Жиронкина»
1. Общие положения
1.1. Школьный историко-краеведческий уголок (далее - уголок) - обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации независимо от их формы собственности, действующих на основании Закона Российской Федерации "Об образовании", а в части учета и хранения фондов - Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации".
1.2. Уголок организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.
1.3. Профиль и функции уголка определяются задачами образовательного учреждения.
2. Основные понятия
2.1. Профиль уголка - специализация музейного собрания и деятельности уголка, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.
2.2. Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.
2.3. Музейное собрание - научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.
2.4. Комплектование музейных фондов - деятельность уголка по выявлению, сбору, учету и научному описанию музейных предметов.
2.5. Инвентарная книга - основной документ учета музейных предметов.
2.6. Экспозиция - выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).
3. Организация и деятельность уголка
3.1. Организация уголка в образовательном учреждении является, как правило, результатом краеведческой, туристской, экскурсионной работы обучающихся и педагогов. Создается уголок по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности.
3.2. Учредителем уголка является образовательное учреждение, в котором организуется уголок. Учредительным документом уголка является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится уголок.
3.3. Деятельность уголка регламентируется уставом (положением), утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения.
3.4. Обязательные условия для создания уголка:
- Совет из числа обучающихся и педагогов;
- собранные и зарегистрированные в инвентарной книге музейные предметы;
- помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;
- музейная экспозиция;
- устав (положение) уголка, утвержденный руководителем образовательного учреждения.
3.5. Учет и регистрация музеев осуществляются в соответствии с действующими правилами.
4. Функции уголка
4.1. Основными функциями уголка являются:
- документирование истории, культуры и природы родного края, России путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов;
- осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;
- организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;
- развитие детского самоуправления.
5. Учет и обеспечение сохранности фондов уголка
5.1. Учет музейных предметов собрания уголка осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:
- учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в инвентарной книге уголка;
- учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.
5.2. Ответственность за сохранность фондов уголка несет руководитель образовательного учреждения.
5.3. Хранение в уголке взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.
5.4. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
5.5. Предметы, сохранность которых не может быть обеспечена уголком, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный музей, архив.
6. Руководство деятельностью уголка
6.1. Общее руководство деятельностью уголка осуществляет руководитель образовательного учреждения.
6.2. Непосредственное руководство практической деятельностью уголка осуществляет руководитель, назначаемый приказом по образовательному учреждению.
6.3. Текущую работу уголка осуществляет Совет школьного историко-краеведческого уголка.
6.4. В целях оказания помощи уголку может быть организован совет содействия или попечительский совет.
7. Реорганизация (ликвидация) уголка
Вопрос о реорганизации (ликвидации) уголка, а также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.
Программа деятельности
уголка Боевой славы
МКОУ «Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени Н.И.Жиронкина»
Пояснительная записка
Краеведение и музееведение в системе образования являются традиционными и эффективными средствами обучения и воспитания у школьников любви к родному краю. Одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач школы является организация работы школьного краеведческого уголка. Его создание в школе вызвано стремлением участников образовательного процесса знать больше о своей местности, школе; о людях, которые здесь жили и живут, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой Родины.
Школьный краеведческий уголок — это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории или природы родного края. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации.
Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг— успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Если не фиксировать события и явления «по горячим следам», то позже их изучение потребует много сил и времени. Поэтому фиксация происходящих событий или явлений природы является актуальной задачей школьного краеведческого уголка. Фотосъемка и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьного краеведческого уголка — все это является важным средством документирования истории родного края.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. В школьных музеях ребенок выступает не только как потребитель продукта музейной деятельности, но и как активный его создатель.
Краеведческая работа ведется в школе уже в течение нескольких лет. Собранный материал по истории нашего края хранится в школьном краеведческом уголке. Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной деятельности и призвана помочь учащимся шире познакомиться с родным краем, глубже понять своеобразие его природы, истории и культуры, а также познакомиться с приемами собирательской и музейной работы через экскурсии, экспедиции, интересные встречи.
Цель, задачи и основные принципы осуществления программы
Цель программы: создать оптимальные условия для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.
Основные задачи, которые необходимо решить для достижения цели программы:
• активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся;
• развитие их творческих способностей;
• приобщение школьников к культуре предков, к традициям и обычаям русского народа, привитие чувства любви к родному краю;
• воспитание у обучающихся гражданственности и патриотизма;
• привлечение внимания школьников к проблемам сохранения истории и культуры родного края;
• формирование и пополнение музейных коллекций, обеспечение сохранности экспонатов, учет фондов музея.
Основные принципы осуществления программы:
• принцип заботливого отношения друг к другу, к окружающему миру;
• принцип совместной деятельности учащихся;
• принцип целесообразности («все делать с пользой»);
• принцип творческого отношения к делу.
Срок реализации программы — 5 лет.
Направления программы
Поисково-исследовательская деятельность
Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе по возрождению истории родного края. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках, используя основные пути сбора историко-краеведческого материала:
• планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры;
• экспедиционный сбор;
• прием даров и случайных поступлений.
Такая работа позволит:
• принимать участие в экспериментальном проекте «Использование краеведческого материала на уроках»;
• проводить на базе краеведческого уголка совместную работу учителя и учеников по исследованию проблемных вопросов истории родного края;
• обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследованиях учащихся;
• участвовать в муниципальных олимпиадах по историческому краеведению;
• создавать фонд видеофильмов.
Основные формы работы
1. Экспедиции по местам боевой славы.
2. Походы к роднику на улице Луговая.
3. Переписка с интересными людьми — выпускниками школы. Анкетирование.
4. Сбор статей по истории края из периодической печати, научной и справочной литературы.
5. Проведение исследовательских работ по теме «Останется след, когда я уйду...».
Учет и хранение фондов
Основные задачи данного направления работы краеведческого уголка:
• создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;
• правильно оформлять основную музейную документацию (книги поступлений основного фонда и книгу учета научно-вспомогательного материала, а также акты приема материалов и предметов);
• правильно оформлять учетные обозначения на музейный предмет;
• точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определенными историческими фактами и людьми;
• организовать прием и выдачу музейных предметов;
• обязательно фиксировать выдачу материалов на уроки и мероприятия.
Экспозиционная деятельность
Результатом поисково-исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления — способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:
• освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж;
• учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей;
• использовать в работе выставки-передвижки;
• предусмотреть в экспозиции школьного краеведческого уголка разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в краеведческом уголке разнообразные игры и викторины с различными категориями школьников. Созданная экспозиция школьного краеведческого уголка должна стать центром просветительской работы в школе.
Планируется создание экспозиций «Никто не забыт, и ничто не забыто», «Из истории пионерской организации».
Просветительская работа
Главная задача данного направления — вовлечение в работу историко-краеведческого уголка значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:
• продолжить обучение учащихся методам поисково-исследовательской работы;
• проводить в историко-краеведческом уголке совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии и др.;
• использовать материалы уголка на уроках истории, краеведения, русской литературы, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах.
Главный критерий повседневной работы школьного историко-краеведческого уголка — это проведение экскурсий и других форм массовой работы. При этом должен поддерживаться высокий теоретический и методический уровень этих мероприятий, комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возраста, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив уголка.
Участники программы
Программа рассчитана на учащихся школы разных возрастов, интересующихся историей родного края, ведущих поисковую и исследовательскую работу, участвующих в районных конкурсах юных экскурсоводов, а также учителей и родителей.
Основные этапы реализации программы
Первый этап — информационно-познавательный (2014- 2015 гг.)
На этом этапе осуществлен сбор краеведческого материала, оформлена музейная комната, проведена паспортизация школьного историко-краеведческого уголка.
Второй этап — операционно-деятельностный (2015- 2016 гг.)
На этом этапе активисты школьного историко-краеведческого уголка овладевают навыками и умениями работать с источником, описывать объекты.
Третий этап — практико-ориентационный (2016 – 2017 гг.)
Результатом работы на данном этапе должно стать овладение учащимися спецификой работы в школьном историко-краеведческом уголке и основами научно-исследовательской деятельности.
Управление программой
Управление программой осуществляется советом школьного историко-краеведческого уголка, в состав которого входят: руководитель музея, учитель краеведения, руководитель кружка «Поиск», экскурсоводы.
Предполагаемые результаты реализации программы
1. Данная программа открывает широкие возможности для разностороннего развития учащихся, так как в ней в единстве решаются разнообразные образовательные и воспитательные задачи. Реализация программы оказывает большое влияние на развитие личности школьника, на процесс обучения и воспитания детей, на формирование их социальной активности, привитие бережного отношения к природе, воспитание чувства любви к Родине.
2. Повышается образовательный уровень всех участников программы, у них формируются новые навыки получения знаний, возрастает интерес к изучению родного края. Работа по этой программе может сформировать у учащихся устойчивый интерес к истории своего народа, материальной и духовной культуре.
3. Фонды школьного историко-краеведческого уголка пополняются новыми материалами, создаются летописи школы, поселка.
План работы школьного
уголка Боевой славы
МКОУ «Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени Н.И.Жиронкина»
1. Организационная работа
- Работа с документацией.
- Составление плана работы на год
- Формирование актива музея
- Опись материалов, сбор новых экспонатов
2. Создание групп по направлениям
- Лекторская группа
- Поисковая группа
- Исследовательские группы, работающие с фондом краеведческого уголка
- Оформительская группа
3. Планирование работы групп
Лекторские группы
- Подготовка и проведение экскурсий в краеведческом уголке
- Помощь в проведении школьных праздников
- Подготовка перечня новых тем экскурсий в краеведческом уголке
- Посещение районного музея, музеев школ района в целях изучения опыта их работы
Поисковая группа
- Поиск нового краеведческого материала, разработка заданий для классов
- Сбор сведений о ветеранах войны и труда, уточнение списков ветеранов, проживающих в микрорайоне школы
- Поиск нового материала о героях Великой Отечественной войны в закрытом фонде краеведческого уголка
- Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, сбор документов и материалов об их жизненном пути
Оформительская группа
- Обновление экспонатов краеведческого уголка
- Оформление краеведческого материала
- Оформление стенных газет к праздникам
- Помощь в подготовке и проведении праздников
- Оформление альбомов
Исследовательские группы
- Подготовка заданий для краеведческой работы в классах
- Помощь в сборе и подготовке материала для фонда уголка
- Сбор материала по классам, работа с документацией
Подготовка передвижных витрин:
• «Культура и быт народов Курского края»
• «Осенний букет»
• «Выставка ко Дню матери»
• «Весенняя палитра»
• «Лучшие работы учащихся школы»
4. Подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий
Работа с классными руководителями по вопросам краеведческой работы
Подготовка к проведению экскурсий в краеведческом уголке
Подготовка и проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и труда
Встреча с ветеранами-афганцами и воинами срочной службы
Поздравление ветеранов с традиционными праздниками
Встречи с выпускниками школы
Совет
школьного историко-краеведческого уголка МКОУ «Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени Н.И.Жиронкина»
- Гребенкина Н.А. – заведующая школьным уголком Боевой славы ;
- Быковских Анастасия – экскурсовод;
- Жихарева Елена – экскурсовод;
- Зиновьева Ксения – экскурсовод;
- Рощупкина Ирина – экскурсовод.
Поисковые задания классам для организации работы школьного историко-краеведческого уголка на 2015 – 2016 учебный год
5, 9 классы – «Женщина на посту руководителя»
6, 7 классы – «Вещь, которой полвека»
8, 10 классы - «Птицы нашего края»
1, 2, 3, 4 классы – «Хочу рассказать вам о бабушке», «Хочу рассказать вам о дедушке»
Программа
обучения актива школьного
историко-краеведческого уголка
Разработала:
Гребенкина Н.А.,
Заведующая
Уголком Боевой славы,
учитель истории и обществознания.
Пояснительная записка
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны ещё сохранили качества нравственных идеалов. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения.
Цели:
Совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей формирование у обучающихся высокого патриотического сознания.
Задачи:
- Приобщить обучающихся к историческому и духовному прошлому страны, родного края.
- Создать условия для активизации научно-исследовательской работы обучающихся по проблемам патриотического воспитания.
Программа обучения актива школьного историко-краеведческого уголка предлагает подготовку знающих экскурсоводов. При реализации программы используется широкий спектр репродуктивных и продуктивных методов обучения, в качестве мотивирующего фактора на занятиях предусматривается работа с архивными материалами, литературой, разработанными экскурсиями и научно-исследовательскими работами обучающихся.
Набор членов актива историко-краеведческого уголка проходит на добровольной основе из числа обучающихся образовательного учреждения.
Занятия с активом школьного историко-краеведческого уголка осуществляются 1 или 2 раза в месяц по 1 часу, что соответствует нормам дополнительной учебной нагрузки школьника.
Занятия с активом
уголка Боевой славы
Учебно – тематический план первого года обучения
№
|
Тема
|
Часы
|
Приме
чание
|
Теория
|
Практика
|
Всего
|
1
|
Вводное занятие.
|
1
|
|
1
|
|
2
|
Из истории п. Горшечное
|
1
|
|
1
|
|
3
|
Происхождение названий: версии и факты.
|
|
1
|
1
|
|
4
|
События Великой Отечественной войны на территории п. Горшечное.
|
1
|
|
1
|
|
5
|
Подготовка экскурсоводов.
|
|
1
|
1
|
|
6
|
Экскурсии по местам боевой славы.
|
|
1
|
1
|
|
7
|
Работа с фондами историко-краеведческого уголка.
|
1
|
2
|
3
|
|
8
|
Основы научно-методической работы.
|
1
|
1
|
2
|
|
9
|
Планирование работы на новый учебный год.
|
|
1
|
1
|
|
|
Всего часов
|
5
|
7
|
12
|
|
Содержание программы первого года обучения
Учебный курс (12 часов)
- Вводное занятие (1 ч)
- Из истории п.Горшечное (1 ч)
- Происхождение названий: версии и факты (1 ч)
Содержание.
Население края в древности. Источники по истории п. Горшечное. основание населённых пунктов, версии о происхождении названий.
- События Великой Отечественной войны на территории п. Горшечное (1 ч)
- Подготовка экскурсоводов (1 ч)
- Экскурсии по местам боевой славы (1 ч)
Содержание.
Хроника событий Великой Отечественной войны на территории п. Рассказы очевидцев п. Горшечное. Подготовка материалов для экскурсоводов. Экскурсии по местам боевой славы: подвиг З.Туснолобовой-Марченко.
- Работа в фондами уголка Боевой славы (3 ч)
Содержание.
Требования и методы работы. Фонды и учётная документация. Научная каталогизация музейных фондов.
- Основы научно-методической работы (2 ч)
Содержание.
Требования к составлению рефератов, докладов, научно-исследовательской работе. Работа над темами новых экскурсий и лекций. Оформление научно-исследовательских работ обучающихся.
- Планирование работы на новый учебный год (1 ч)
Содержание.
Обсуждение заданий классам для поисковой работы.
Учебно-тематический план второго года обучения
№
|
Тема
|
Часы
|
Приме
чание
|
Теория
|
Практика
|
Всего
|
1
2
3
4
5
6
|
Вводное занятие.
Курская битва.
Памятники Курской битвы.
Боевой путь военской части 18938 в п. Горшечное.
Работа с фондами историко-краеведческого уголка.
Основы научно-методической работы.
|
1
2
1
1
1
1
|
2
3
1
2
1
|
1
4
4
2
3
2
|
|
|
Всего часов
|
7
|
9
|
16
|
|
Содержание второго года обучения
Учебный курс (16 часов)
- Вводное занятие (1 ч)
- Курская битва (4 ч)
Содержание.
Условия и трудности войны. Воспоминания очевидцев. Основные моменты Курской битвы.
- Памятники Курской битвы (4 ч)
Содержание.
Памятники и памятные места Курской битвы. Мемориальные доски. Мемориальные комплексы.
- Боевой путь в (2 ч)оенской части 18938 в п. Горшечное.
Содержание.
Участие военской части 18938 в военных действиях. Командный состав дивизии. Герои. Действия дивизии на территории Горшеченского района.
- Работа с фондами историко-краеведческого уголка (3 ч)
Содержание.
Требования и методы работы. Фонды и учётная документация. Научная каталогизация музейных фондов.
- Основы научно-методической работы (2 ч)
Содержание.
Требования к составлению рефератов, докладов, научно-исследовательской работе. Работа над темами новых экскурсий и лекций. Оформление научно-исследовательских работ обучающихся.
Ожидаемый результат:
- Фактическое знание материала по истории края;
- Владение основными теоретическими понятиями курса.
- Владение методикой экскурсионной и научно-исследовательской работы.
- Умение сравнивать, анализировать, соотносить исторические факты.
- Умение аргументировать свою оценку событий и личностей.
- Самостоятельная работа с источниками и монографиями.
- Умение работать с архивными документами, музейными фондами.
- Знание исторических мест, памятников района и области.
Условия реализации программы
Программа будет реализована, если:
- будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал;
- будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся;
- обучающиеся будут сотрудничать с районным краеведческим музеем.
Программа в идеале рассчитана на 28 часов, но при её реализации могут возникнуть трудности, и количество часов может сократиться или увеличиться.
|