Воскресенье, 19.05.2024, 16:23Приветствую Вас Гость | RSS
Школьный музей
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Положение уголка Боевой славы

 

УГОЛОК    БОЕВОЙ     СЛАВЫ

МКОУ «Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени Н.И. Жиронкина»

Руководитель: Гребенкина Нина Александровна

 

 

                                            Положение

о работе школьного  уголка Боевой славы

Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Горшеченская  средняя общеобразовательная школа имени Н.И.Жиронкина»

 

1. Общие положения

1.1. Школьный историко-краеведческий уголок  (далее - уголок) - обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации независимо от их формы собственности, действующих на основании Закона Российской Федерации "Об образовании", а в части учета и хранения фондов - Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации".

1.2. Уголок организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.

1.3. Профиль и функции уголка определяются задачами образовательного учреждения.

 

2. Основные понятия

2.1. Профиль уголка - специализация музейного собрания и деятельности уголка, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.

2.2. Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.3. Музейное собрание - научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.4. Комплектование музейных фондов - деятельность уголка по выявлению, сбору, учету и научному описанию музейных предметов.

2.5. Инвентарная книга - основной документ учета музейных предметов.

2.6. Экспозиция - выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

 

3. Организация и деятельность уголка

3.1. Организация уголка в образовательном учреждении является, как правило, результатом краеведческой, туристской, экскурсионной работы обучающихся и педагогов. Создается уголок по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности.

3.2. Учредителем уголка является образовательное учреждение, в котором организуется уголок. Учредительным документом уголка является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится уголок.

3.3. Деятельность уголка регламентируется уставом (положением), утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения.

3.4. Обязательные условия для создания уголка:

- Совет из числа обучающихся и педагогов;

- собранные и зарегистрированные в инвентарной книге музейные предметы;

- помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;

- музейная экспозиция;

- устав (положение) уголка, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

3.5. Учет и регистрация музеев осуществляются в соответствии с действующими правилами.

 

4. Функции уголка

4.1. Основными функциями уголка являются:

- документирование истории, культуры и природы родного края, России путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов;

- осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;

- организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;

- развитие детского самоуправления.

 

5. Учет и обеспечение сохранности фондов уголка

5.1. Учет музейных предметов собрания уголка осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:

- учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в инвентарной книге уголка;

- учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.

5.2. Ответственность за сохранность фондов уголка несет руководитель образовательного учреждения.

5.3. Хранение в уголке взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

5.4. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

5.5. Предметы, сохранность которых не может быть обеспечена уголком, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный музей, архив.

 

6. Руководство деятельностью уголка

6.1. Общее руководство деятельностью уголка осуществляет руководитель образовательного учреждения.

6.2. Непосредственное руководство практической деятельностью уголка осуществляет руководитель, назначаемый приказом по образовательному учреждению.

6.3. Текущую работу уголка осуществляет Совет школьного историко-краеведческого уголка.

6.4. В целях оказания помощи уголку может быть организован совет содействия или попечительский совет.

 

7. Реорганизация (ликвидация) уголка

Вопрос о реорганизации (ликвидации) уголка, а также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.

 

 

 

 

Программа деятельности

            уголка Боевой славы

МКОУ «Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени Н.И.Жиронкина»

 

                                  Пояснительная  записка

 

        Краеведение и музееведение в системе образования являются традиционными и эффективными средст­вами обучения и воспитания у школьников любви к родному краю. Одним из условий успешного ре­шения познавательных и воспитательных задач шко­лы является организация работы школьного краеведческого уголка. Его создание в школе вызвано стремлением участ­ников образовательного процесса знать больше о своей местности, школе; о людях, которые здесь жили и живут, трудились и трудятся в настоящее вре­мя, а также желанием сохранить историю своей ма­лой Родины.

         Школьный краеведческий уголок — это музей в миниатюре, отра­жающий узкие локальные темы истории или приро­ды родного края. Тесно связанный со всем образо­вательным процессом школы, он создает благопри­ятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ори­ентироваться в потоке научной и политической ин­формации.

         Опыт показывает, что происходящие сегодня собы­тия через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связан­ные с этими событиями. Наш долг— успеть сохра­нить для будущих поколений все ценное и достой­ное. Если не фиксировать события и явления «по горячим следам», то позже их изучение потребует много сил и времени. Поэтому фиксация происхо­дящих событий или явлений природы является ак­туальной задачей школьного краеведческого уголка. Фотосъемка и описание событий, интервьюирование их участни­ков и очевидцев, формирование банка краеведчес­ких данных, ведение специальных летописей и хро­ник, пополнение фондов школьного краеведческого уголка — все это является важным средством документирования ис­тории родного края.

         Детская аудитория традиционно является приори­тетной категорией музейного обслуживания. Кро­ме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомне­ния, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на по­роге открытия окружающего мира. В школьных му­зеях ребенок выступает не только как потребитель продукта музейной деятельности, но и как активный его создатель.

         Краеведческая работа ведется в школе уже в тече­ние нескольких лет. Собранный материал по исто­рии нашего края хранится в школьном краеведческом уголке. Данная программа предназначена для веде­ния краеведческой работы в рамках учебно-воспи­тательной деятельности и призвана помочь учащим­ся шире познакомиться с родным краем, глубже по­нять своеобразие его природы, истории и культуры, а также познакомиться с приемами собирательской и музейной работы через экскурсии, экспедиции, ин­тересные встречи.

 

Цель, задачи и основные принципы осуществления программы

 

         Цель программы: создать оптимальные условия для развития творческой деятельности учащихся по изу­чению, возрождению и сохранению истории родно­го края через различные формы поисковой и музей­ной работы.

 

        Основные задачи, которые необходимо решить для достижения цели программы:

• активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся;

•  развитие их творческих способностей;

• приобщение школьников к культуре предков, к тра­дициям и обычаям русского народа, привитие чувства любви к родному краю;

•  воспитание у обучающихся гражданственности и патриотизма;

•  привлечение внимания школьников к проблемам сохранения истории и культуры родного края;

•  формирование и пополнение музейных коллек­ций, обеспечение сохранности экспонатов, учет фондов музея.

Основные принципы осуществления программы:

принцип заботливого отношения друг к другу, к ок­ружающему миру;

•  принцип совместной деятельности учащихся;

•  принцип целесообразности («все делать с поль­зой»);

•  принцип творческого отношения к делу.

 

Срок реализации программы — 5 лет.

 

Направления программы

 

Поисково-исследовательская деятельность

         Данное направление работы предполагает непо­средственное участие учащихся и учителей в поиско­во-исследовательской работе по возрождению исто­рии родного края. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках, ис­пользуя основные пути сбора историко-краеведческого материала:

• планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры;

•  экспедиционный сбор;

•  прием даров и случайных поступлений.

Такая работа позволит:

• принимать участие в экспериментальном проекте «Использование краеведческого материала на уро­ках»;

•  проводить на базе краеведческого уголка совместную работу учи­теля и учеников по исследованию проблемных воп­росов истории родного края;

• обобщать изученный материал в рефератах, твор­ческих исследованиях учащихся;

• участвовать в муниципальных олимпиадах по ис­торическому краеведению;

• создавать фонд видеофильмов.

 

Основные формы работы

1.  Экспедиции по местам боевой славы.

2.  Походы к роднику  на улице Луговая.

3.  Переписка с интересными людьми — выпускниками школы. Ан­кетирование.

4. Сбор статей по истории края из периодической пе­чати, научной и справочной литературы.

5. Проведение исследовательских работ по теме «Останется след, когда я уйду...».

 

Учет и хранение фондов

Основные задачи данного направления работы краеведческого уголка:

•  создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;

•  правильно оформлять основную музейную доку­ментацию (книги поступлений основного фонда и книгу учета научно-вспомогательного материала, а также акты приема материалов и предметов);

• правильно оформлять учетные обозначения на му­зейный предмет;

• точно записывать сведения о происхождении пред­мета, его связях с определенными историческими фактами и людьми;

•  организовать прием и выдачу музейных пред­метов;

•  обязательно фиксировать выдачу материалов на уроки и мероприятия.

 

Экспозиционная деятельность

         Результатом поисково-исследовательской работы уча­щихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления — способство­вать повышению научного и эстетического уровня эк­спозиций. Для этого необходимо:

• освоить и практиковать порядок создания экспо­зиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного офор­мления, изготовление оборудования, текстов, эле­ментов оформления, монтаж;

•  учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их час­тей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей;

•  использовать в работе выставки-передвижки;

•  предусмотреть в экспозиции школьного краеведческого уголка разделы, в которых можно легко заменять матери­ал, что даст возможность проводить в краеведческом уголке разно­образные игры и викторины с различными категори­ями школьников. Созданная экспозиция школьного краеведческого уголка должна стать центром просветительской ра­боты в школе.

         Планируется создание экспозиций  «Никто не забыт, и ничто не забыто», «Из истории пионер­ской организации».

 

Просветительская работа

         Главная задача данного направления — вовлечение в работу историко-краеведческого уголка значительного числа школьников, их ро­дителей, учителей. Для этого необходимо:

•  продолжить обучение учащихся методам поиско­во-исследовательской работы;

•  проводить в историко-краеведческом уголке совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, литератур­но-исторические композиции, экскурсии и др.;

• использовать материалы уголка на уроках истории, краеведения,  русской ли­тературы, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах.

          Главный критерий повседневной работы школьного историко-краеведческого уголка — это проведение экскурсий и других форм массовой рабо­ты. При этом должен поддерживаться высокий теоре­тический и методический уровень этих мероприятий, комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возраста, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив уголка.

 

Участники программы

         Программа рассчитана на учащихся школы разных воз­растов, интересующихся историей родного края, ве­дущих поисковую и исследовательскую работу, участ­вующих в районных конкурсах юных экскурсоводов, а также учителей и родителей.

 

       Основные этапы реализации программы

 

Первый этап — информационно-познавательный (2014- 2015 гг.)

         На этом этапе осуществлен сбор краеведческого материала, оформлена музейная комната, проведена паспортизация школьного историко-краеведческого уголка.

 

 

Второй этап — операционно-деятельностный (2015- 2016 гг.)

        На этом этапе активисты школьного историко-краеведческого уголка овладева­ют навыками и умениями работать с источником, опи­сывать объекты.

 

Третий этап — практико-ориентационный (2016 – 2017 гг.)

         Результатом работы на данном этапе должно стать овладение учащимися спецификой работы в школь­ном историко-краеведческом уголке и основами научно-исследовательской де­ятельности.

 

Управление программой

        Управление программой осуществляется советом школьного историко-краеведческого уголка, в состав которого входят: руководитель музея, учи­тель краеведения,  руководитель кружка «Поиск», экскурсоводы.

 

Предполагаемые результаты реализации про­граммы

1. Данная программа открывает широкие возможнос­ти для разностороннего развития учащихся, так как в ней в единстве решаются разнообразные образова­тельные и воспитательные задачи. Реализация про­граммы оказывает большое влияние на развитие лич­ности школьника, на процесс обучения и воспитания детей, на формирование их социальной активности, привитие бережного отношения к природе, воспита­ние чувства любви к Родине.

2.  Повышается образовательный уровень всех участ­ников программы, у них формируются новые навы­ки получения знаний, возрастает интерес к изуче­нию родного края. Работа по этой программе мо­жет сформировать у учащихся устойчивый интерес к истории своего народа, материальной и духов­ной культуре.

3.  Фонды школьного историко-краеведческого уголка пополняются новыми материалами, создаются летописи школы, поселка.

 

План работы школьного

                             уголка  Боевой славы

МКОУ «Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени Н.И.Жиронкина»

 

1. Организационная работа

  • Работа с документацией.
  • Составление плана работы на год
  • Формирование актива музея
  • Опись материалов, сбор новых экспонатов

2. Создание групп по направлениям

  • Лекторская группа
  • Поисковая группа
  • Исследовательские группы, работающие с фондом краеведческого уголка
  • Оформительская группа

3. Планирование работы групп

 

Лекторские группы

  • Подготовка и проведение экскурсий в краеведческом уголке
  • Помощь в проведении школьных праздников
  • Подготовка перечня новых тем экскурсий в краеведческом уголке
  • Посещение районного музея, музеев школ района в целях изучения опыта их работы

Поисковая группа

  • Поиск нового краеведческого материала, разработка заданий для классов
  • Сбор сведений о ветеранах войны и труда, уточнение списков ветеранов, прожи­вающих в микрорайоне школы
  • Поиск нового материала о героях Великой Отечественной войны в закрытом фон­де краеведческого уголка
  • Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, сбор документов и материалов об их жизненном пути

Оформительская группа

  • Обновление экспонатов краеведческого уголка
  • Оформление краеведческого материала
  • Оформление стенных газет к праздникам
  • Помощь в подготовке и проведении праздников
  • Оформление альбомов

Исследовательские группы

  • Подготовка заданий для краеведческой работы в классах
  • Помощь в сборе и подготовке материала для фонда уголка
  • Сбор материала по классам, работа с документацией

Подготовка передвижных витрин:

• «Культура и быт народов Курского края»

• «Осенний букет»

• «Выставка ко Дню матери»

• «Весенняя палитра»

• «Лучшие работы учащихся школы»

4. Подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий

Работа с классными руководителями по вопросам краеведческой работы

Подготовка к проведению экскурсий в краеведческом уголке

Подготовка и проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и труда

Встреча с ветеранами-афганцами и воинами срочной службы

Поздравление ветеранов с традиционными праздниками

Встречи с выпускниками школы

 

                                                   Совет

школьного историко-краеведческого уголка МКОУ «Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени Н.И.Жиронкина»

 

 

  1. Гребенкина Н.А. – заведующая школьным  уголком  Боевой славы ;
  2. Быковских Анастасия – экскурсовод;
  3. Жихарева Елена – экскурсовод;
  4. Зиновьева Ксения – экскурсовод;
  5. Рощупкина Ирина – экскурсовод.

 

Поисковые задания классам для организации работы школьного историко-краеведческого уголка на 2015 – 2016 учебный год

 

5, 9 классы – «Женщина на посту руководителя»

 

6, 7 классы – «Вещь, которой полвека»

 

8, 10 классы -  «Птицы нашего края»

 

1, 2, 3, 4 классы – «Хочу рассказать вам о бабушке», «Хочу рассказать вам о дедушке»

 

                           Программа

обучения актива школьного

историко-краеведческого уголка

 

 

 

Разработала:

Гребенкина Н.А.,

Заведующая       

Уголком  Боевой славы,

учитель истории и обществознания.

 

Пояснительная записка

 

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения  страны ещё сохранили качества нравственных идеалов. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения.

Цели:

         Совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей формирование у обучающихся высокого патриотического сознания.

Задачи:

  • Приобщить обучающихся к историческому и духовному прошлому страны, родного края.
  • Создать условия для активизации научно-исследовательской работы обучающихся по проблемам патриотического воспитания.

Программа обучения актива школьного историко-краеведческого уголка предлагает подготовку знающих экскурсоводов. При реализации программы используется широкий спектр репродуктивных и продуктивных методов обучения, в качестве мотивирующего фактора на занятиях предусматривается работа с архивными материалами, литературой, разработанными экскурсиями и научно-исследовательскими работами обучающихся.

Набор членов актива историко-краеведческого уголка проходит на добровольной основе из числа обучающихся образовательного учреждения.

Занятия  с активом школьного историко-краеведческого уголка осуществляются 1 или 2 раза в месяц по 1 часу, что соответствует нормам дополнительной учебной нагрузки школьника.

 

Занятия с активом

                                уголка Боевой славы

Учебно – тематический план первого года обучения

 

Тема

Часы

Приме

чание

Теория

Практика

Всего

1

 

Вводное занятие.

 

1

 

 

 

1

 

 

2

 

 

Из истории п. Горшечное

 

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

3

 

 

Происхождение названий: версии и факты.

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

4

 

 

 

События  Великой Отечественной войны на территории п. Горшечное.

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

5

 

 

Подготовка экскурсоводов.

 

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

6

 

 

Экскурсии по местам боевой славы.

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

7

 

 

Работа с фондами историко-краеведческого уголка.

 

1

 

 

2

 

 

3

 

 

 

8

 

 

Основы научно-методической работы.

 

1

1

 

 

2

 

 

 

9

Планирование работы на новый учебный год.

 

1

1

 

 

Всего часов

5

7

12

 

 

 

Содержание программы первого года обучения

Учебный курс (12 часов)

  1. Вводное занятие (1 ч)
  2. Из истории п.Горшечное (1 ч)
  3. Происхождение названий: версии и факты (1 ч)

Содержание.

Население края в древности. Источники по истории п. Горшечное. основание населённых пунктов, версии о происхождении названий.

 

  1. События Великой Отечественной войны на территории п. Горшечное (1 ч)
  2. Подготовка экскурсоводов (1 ч)
  3. Экскурсии по местам боевой славы (1 ч)

Содержание.

Хроника событий Великой Отечественной войны на территории п. Рассказы очевидцев п. Горшечное. Подготовка материалов для экскурсоводов. Экскурсии по местам боевой славы: подвиг З.Туснолобовой-Марченко.

 

  1. Работа в фондами  уголка Боевой славы (3 ч)

Содержание.

Требования и методы работы. Фонды и учётная документация. Научная каталогизация музейных фондов.

 

  1. Основы научно-методической работы (2 ч)

Содержание.

Требования к составлению рефератов, докладов, научно-исследовательской работе. Работа над темами новых экскурсий и лекций. Оформление научно-исследовательских работ обучающихся.

 

  1. Планирование работы на новый учебный год (1 ч)

Содержание.

Обсуждение заданий классам для поисковой работы.

 

 

Учебно-тематический план второго года обучения

 

 

 

 

 

Тема

Часы

Приме

чание

Теория

Практика

 

Всего

 

1

 

2

 

3

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

Вводное занятие.

 

Курская битва.

 

Памятники Курской битвы.

 

Боевой путь военской части 18938 в п. Горшечное.

 

Работа с фондами историко-краеведческого уголка.

 

Основы научно-методической работы.

 

1

 

2

 

1

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

2

 

3

 

1

 

 

 

2

 

 

 

1

1

 

4

 

4

 

2

 

 

 

3

 

 

 

2

 

 

Всего часов

7

9

16

 

 

Содержание второго года обучения

Учебный курс (16 часов)

  1. Вводное занятие (1 ч)
  2. Курская битва (4 ч)

Содержание.

Условия и трудности войны. Воспоминания очевидцев. Основные моменты Курской битвы.

 

  1. Памятники Курской битвы (4 ч)

Содержание.

Памятники и памятные места Курской битвы. Мемориальные доски. Мемориальные комплексы.

 

  1. Боевой путь в (2 ч)оенской части 18938 в п. Горшечное.

Содержание.

Участие военской части 18938  в военных действиях. Командный состав дивизии. Герои. Действия дивизии на территории Горшеченского района.

 

  1. Работа с фондами историко-краеведческого уголка (3 ч)

Содержание.

Требования и методы работы. Фонды и учётная документация. Научная каталогизация музейных фондов.

 

  1. Основы научно-методической работы (2 ч)

Содержание.

Требования к составлению рефератов, докладов, научно-исследовательской работе. Работа над темами новых экскурсий и лекций. Оформление научно-исследовательских работ обучающихся.

 

Ожидаемый результат:

 

  • Фактическое знание материала по истории края;
  • Владение основными теоретическими понятиями курса.
  • Владение методикой экскурсионной и научно-исследовательской работы.
  • Умение сравнивать, анализировать, соотносить исторические факты.
  • Умение аргументировать свою оценку событий и личностей.
  • Самостоятельная работа с источниками и монографиями.
  • Умение работать с архивными документами, музейными фондами.
  • Знание исторических мест, памятников района и области.

 

Условия реализации программы

 

         Программа будет реализована, если:

  • будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал;
  • будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся;
  • обучающиеся будут сотрудничать с районным краеведческим музеем.

Программа в идеале рассчитана на 28 часов, но при её реализации могут возникнуть трудности, и количество часов может сократиться или увеличиться.

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: SchoolMuseum (21.03.2016)
Просмотров: 907 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz